Т

Так называется фотовыставка, которая откроется в марте в Сорбонне. Красноярские мастера Виталий Иванов и Владимир Сковородников покажут французам Сибирь такой, какой они ее знают и любят.

Выставка красноярских фотографов Виталия Иванова и Владимира Сковородникова скоро отправится в Париж, где будет экспонироваться в Сорбоннском университете. Авторы назвали выставку «Неизвестная Сибирь». Экспозиции включают в себя 200 цветных и черно-белых фотографий, снятых во время путешествий фотографов по Хакасии, Красноярскому краю, Эвенкии, Таймыру, в целом занимающих десятую часть территории России.

С тех пор как Красноярск был открыт для въезда иностранцев, здесь побывало немало зарубежных фотографов и съемочных групп. Все приезжали за сибирской экзотикой и очень удивлялись, не увидев на улицах Красноярска — города с почти миллионным населением — медведей в обнимку с дюжими сибиряками. А когда вывозили гостей в глубинку, те поражались, что деревенские девушки не носят кокошники и воду в ведрах с коромыслом через плечо.

Один фотограф из Швейцарии специально приезжал для того, чтобы сделать съемку в зонах и лагерях, которых в Красноярском крае немало. Получилась целая галерея фотопортретов зеков. Вот так, по русскому «лубку» и российской «чернухе», судят о Сибири и России за рубежом. Когда в Красноярск из Парижа пришло приглашение открыть фотовыставку, Виталий Иванов и Владимир Сковородников решили, что в своих фотографиях они покажут французам Сибирь такой, какая она есть и какой они ее любят.

Сибирь есть за что любить. Если плыть по Енисею, то за время поездки можно преодолеть несколько климатических зон: наблюдать степь и тайгу, тундру, арктическую пустыню, любоваться экзотическими видами сибирских животных, видеть, как плещется на речных перекатах таймень. На 800 километров от устья в Енисей заходят океанские и морские суда. Из аэропорта Хатанга, что находится на Таймыре, можно попасть на Северный полюс.

Виталий Иванов, фотографии которого сегодня мы представляем, наблюдал эту красоту не раз. По долгу службы, а Иванов собственный фотокорреспондент ИТАР-ТАСС по Восточной Сибири, где он только не бывал! На Северном полюсе, к примеру, четыре раза. Дважды прошел трассу Северного морского пути на борту атомного ледокола. Снимал виды Чукотки, бывал на мысе Певек, где, как известно, расположена самая северная российская погранзастава и откуда в хорошую погоду по льду можно дойти до Аляски. Но больше всего фотограф любит путешествовать по Енисею. Каждая поездка дает ему неисчерпаемую возможность сделать уникальные кадры.

У каждой фотографии из громаднейшего архива Виталия Иванова своя история. Фотоистории годами пополняют тематические серии. Взять, к примеру, цикл «Арктика», над которым Виталий начал работать еще в то время, когда жил в поселке Диксон. В его фотоархиве можно найти снимок знаменитого атомного ледокола «Таймыр», сделанный Ивановым в 1989 году во время первой навигации ледокола. Редкие кадры запечатлел фотограф во время поездок по Таймыру. Уникальное сочетание выровненных плато и долин, образующих необычные по форме озера с водопадами, представляются с высоты полета над плато Путорана. А какие праздники оленеводов проводятся в национальных поселках! Сейчас на Таймыре возрождаются народные ремесла. Настоящие произведения искусств делают народные умельцы из камуса и кости.

Отдельным блоком на выставке в Париже Виталий Иванов решил представить работы из серии «Староверы». Староверы — народ особый и обособленный. Живут они своим миром, в который допускают далеко не каждого, тем более человека с фотокамерой в руках. Но сибиряк с сибиряком всегда найдет общий язык. А Виталий Иванов столько поездил по «северам», что его богатырская фигура и неизменная борода давно стали узнаваемыми во многих таежных поселках. Он дружит с охотниками и рыбаками, вертолетчиками и лесниками, у каждого из которых своя биография. О судьбе каждого можно написать интересную повесть, как это делает герой серии Виталия Иванова «Портреты» — охотник и писатель из Бахты Михаил Тарковский.

Возвращаясь из командировок, Виталий Иванов заходит к нам в редакцию, рассказывает, где был, что видел. Каждый раз ему искренне завидую. В отличие от коллеги мне не приходилось бывать на секретном объекте нашего края — горно-химическом комбинате. Зато часто встречаемся в Красноярском театре оперы и балета. Виталий здесь свой человек.

С интересом слежу за его работой из серии «Мои современники». Он задумал сделать тысячу портретов своих земляков. Это известные в Красноярске и крае люди — физики и лирики, художники и поэты, хрупкие балерины и бизнес-леди. Париж увидит портреты красноярских балерин Софии Даурановой и Наталии Хакимовой. Красноярский театр оперы и балета, кстати, единственный в мире осуществил балетную постановку произведения классика российской литературы Виктора Астафьева «Царь-рыба». Этот балет уже видели в Испании и высоко оценили.

Виктор Петрович Астафьев написал знаменитую «Царь-рыбу» в то время, когда об экологии, охране природы никто у нас серьезно не задумывался, тем более в Сибири, которую беспощадно осваивали, вырубали тайгу, перекрывали реки, тоннами вылавливали из Енисея и его многочисленных притоков «царскую» рыбу — осетров и тайменей. Сейчас ихтиологи возобновляют в Енисее разведение рыбы ценных пород.
Снимок бородатого мужика со здоровенной царь-рыбой в руках, который открыл сегодняшний номер «Красноярского рабочего» и тоже с выставкой отправится в Париж, на самом деле, как признался Виталий Иванов, сделан не на рыбалке, а в прошлом году у ихтиологов в районе Подкаменной Тунгуски. А мужик этот, признаюсь по секрету, дорогие читатели, на самом деле не рыбак, не старовер и не ихтиолог. Это фотокорреспондент «Красноярского рабочего» Валерий Бодряшкин, который в 1976 году дал юному фотокору Виталию Иванову первое редакционное задание — сделать фоторепортаж со дня знаний из родной школы.

Юнкор Виталий Иванов задание выполнил. Немало фотокамер сменилось с тех пор в руках Виталия. Давно уже в кофре он носит самую современную японскую аппаратуру. Во все информационные агентства мира расходятся его снимки. Как и всякий журналист, он любит свою профессию. А еще больше свой Красноярск, свою Сибирь, свою Россию.

Наталья Сангаджиева.
Опубликовано в газете «Красноярский рабочий», 2002 г.

Фото Виталия Иванова:

Комментариев нет