С

Субъективное мнение члена жюри фотоконкурса «В объективе Красноярский край».

В самом начале разбора снимков, присланных на конкурс, хочу искренне поблагодарить его организаторов -Управление информационной политики Губернатора Красноярского края, Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, региональную общественную организацию «Союз журналистов Красноярского края».
В последние годы в нашем крае фотоконкурсы проводятся не просто редко, а чрезвычайно редко. Отдельное спасибо и участникам, приславшим свои работы.
В качестве пожелания: в Красноярском крае есть региональные отделения Творческого Союза «Фотоискусство» и Союза Фотохудожников России. Можно было бы и их привлечь в качестве организаторов. По крайне мере, их появление в числе учредителей было бы не лишнем.
Теперь о конкурсе.
Организаторы определили в нем три номинации:
- «Край в лицах»
- «Создаем историю края»
- «Фото из архива».
Итак, фотоконкурс – это творческое состязание людей с фотоаппаратами в умении работать со светом, с сюжетом, в умении кадрировать, и вообще выбирать снимки из массы отснятого материала.
Руководствуясь этими требованиями, я и оценивал работы, присланные участникам.
На Востоке говорят: «Что вижу, о том и пою.». Эти слова в полной мере можно отнести к значительной части конкурсных фотографий. Большая часть авторов провела отбор снимков крайне скверно. Чаще это фотографии из серии «для семейного альбома». Они имеют право на жизнь в… семейном альбоме, но не в конкурсном показе.
Второе. Достаточно много фотографий с элементарным техническим браком. И, в первую очередь, отсутствие резкости. Такие снимки я даже не рассматривал. Уточню: бывают случаи, когда фотограф не успевает навести на резкость (боевые действия, чрезвычайные ситуации, уникальные сюжеты, снятые в сверхсложных световых условиях). Таковых работ на конкурс представлено не было. А значит, все нерезкие сюжеты можно отнести либо к небрежности авторов, либо к неумению управлять собственным фотоаппаратом.
В таких случаях в армейских кругах шутят: учите, господа, материальную часть!
К слову сказать, часто сталкиваюсь с таким заблуждением, что современные фотоаппараты сверхумные, и знания фотографу не нужны.
Запомните: фотоаппарат — это только машина, которая позволяет вам получить качественный снимок. Но управляет фотокамерой все-таки, человек. А качественный, интересный сюжет рождается не в фотоаппарате, а в голове. Ни одна самая «навороченная» и «продвинутая» камера не отменяет усилий фотографа.
Есть и еще одно правило в фотографии: снимать надо все, а вот показывать все — не надо. Научитесь выбирать лучшее, а не сваливать весь «хлам» в конкурсную подборку. «Хлама» очень много.
Что бросается в глаза при первом просмотре снимков? Многие авторы ошибочно решили, что выставив снимок с участием Президента, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, Губернатора, Председателя Законодательного собрания или иного публичного человека, поразят членов жюри.
Это еще один стереотип. Лично я оценивал работу фотографа, а не прическу или костюм того или иного VIP-персонажа.
Снимков с ликами начальников достаточно много. И чаще всего они не интересны. Уж простите, смотреть там не на что.
В то же время практически нет интересных снимков, снятых в ваших дворах, на вашей улице, в деревне или в городе,.. Сплошные праздники, ярмарки, визиты.. МЕРОПРИЯТИЯ,.. Столько сюжетов пропущено, забыто, не снято,.. Порой хотелось увидеть красивые портреты земляков, пейзажи, жанровые снимки,.. Но подобные фотографии можно пересчитать по пальцам.
Грустно.
Частичное объяснение подобному есть. В последнее время культура фотографирования, не только в крае, но и в стране, значительно упала. Ситуацию не спасают многочисленные фотовыставки, проводимые время от времени в Красноярске и в Норильске. Представить себе крупную, серьезную фотовыставку в районных центрах я не могу.
«Мина замедленного действия» в свое время, была заложена в тот момент, когда в районных газетах ликвидировали должности фотокорреспондентов. На мой взгляд, это была серьезная ошибка. Как следствие – резко упало качество иллюстраций в районной печати. Не во всей. Знаю «районки», где фотосъемкой занимаются профессионалы. Но это, скорее, единичные случаи.
Однако вернусь к фотоконкурсу.
В номинации «Создаем историю края» я не увидел обилия событий, происходящих на территории Красноярского края ежедневно и ежеминутно. Перечислить таковые?
Школа, уборка снега и пшеницы, сессии и строительство, рыбалка и речная навигация, домашняя стирка и сборка космических аппаратов, торговля на рынках, сбор грибов, ремонт техники, самодеятельные коллективы,..
Но нет, мы берем фотоаппарат только в праздник или во время приезда начальников, а история наших семей, наших сел и городов остается в стороне! Поверьте, зря.
Особо хочу сказать о номинации «Фото из архива». Тут вообще происходит некий «цирк»: авторы набрали старых фотографий и прислали их на конкурс. Господа, только авторы или их правопреемники могут делать подобное! В противном случае, вы нарушаете четвертую статью Гражданского кодекса РФ. То есть, авторские права.
Только три автора прислали на конкурс СВОИ снимки, а не снимки, взятые у «кого-то». Удивительно, что подобным образом поступили сотрудники ряда районных газет. Там то уж точно должны трепетно относиться к авторским правам! И если это даже снимки из «архива редакции», то у них есть авторы, и имя автора необходимо указывать.
Именно по этой причине я не называю здесь конкретных авторов, а тем более не размещаю фотоснимки, присланные на конкурс. У меня нет такого права.
А так, можно было бы сходить в местный музей или просто отсканировать снимки из книг, и прислать их на конкурс.
А ведь в пункте 7,2 «Положения о конкурсе» прописано, что «участнику конкурса принадлежат авторские права на все работы, подаваемые на конкурс».
Читать внимательно надо. Редакция газеты «Труд зовет» не может быть автором фотографии. А вот ее штатный или внештатный автор по фамилии N — может. Так и указывайте его как автора!
Именно по этой причине я не стал определять победителей в «исторической» номинации.
Кстати, я считаю эту номинацию лишней. Даже если бы у всех снимков были авторы, то как оценить снимок «Изготовление снарядов на заводе «Сибтяжмаш» в 1942 году» и «Перекрытие Енисея», «Фидель Кастро в Красноярске» и «Выборы в Верховный Совет СССР в Эвенкии»? Какой снимок интереснее?
Более того, каждому времени присущи своя техника и манера фотосъемки. В каждое время у фотографии были разные задачи. Как все это учесть?
Я не готов взять на себя ответственность оценивать работу тех, кто снимал в прошлые десятилетия.
А если организаторам захотелось провести ретроспективный показ « Край в фотографиях», то в фондах Красноярского краеведческого музея таких снимков, в том числе и не демонстрировавшихся прежде, вполне достаточно.
Но вводить подобную номинация, на мой взгляд, было ошибкой. Именно номинацию, а не подборку,…
Пожелание на будущее (если, конечно, подобный конкурс будет проводиться в дальнейшем): необходимо более жестко прописывать положение и условия фотоконкурса. Номинации должны быть более конкретными, а не расплывчатыми.
К разработке всего этого желательно привлекать и профессионалов, а не только чиновников или «опытных управленцев».
Желательно увеличить количество номинаций, что позволит сделать итоговую выставку более разнообразной и интересной.
А в целом, еще раз спасибо и организаторам и участникам. Первый блин вышел отнюдь не комом. Но и от идеала пока он далек.
Что касается победителей и призеров, то скажу так. Жюри свою работу выполнило. Итоги подведут организаторы и обнародуют их. Как говориться, следите за новостями.
А всем авторам — новых творческих удач. Помните: в нашем деле, как нигде, «кадры решают все»!

Комментариев нет