Л

Лет десять назад бывший спортсмен-ориентировщик, предприниматель из Красноярска Андрей Гнездилов придумал соревнования по автомобильному ориентированию.

Собирали тогда они немногочисленых владельцев «навороченных» джипов, полно-приводных отечественных «бобонов» и среди участников считались просто «покатушками» городского масштаба, хотя название получили многообещающее — «Дебри». Но автору этой затеи мало было городского уровня. Он несколько раз выезжал на этапы Кубка мира по ралли-рейдам. Смотрел. Прикидывал. А в 1998 году объявил, что решил проводить в Красноярске соревнования всероссийского масштаба. Но уже не по автоориентированию, а по ралли-рейду.

Когда слышишь это название, в голову приходит гонка Париж-Дакар. Это самый настоящий ралли-рейд. Есть еще «Мастер-ралли», «Оптик-2000» и другие. Все эти соревнования проводят французы, в самых разных странах мира. В том числе и в России… Свои ралли-рейды в нашей стране только рождаются.

— Многие ошибочно считают, что для участия в ралли-рейдах достаточно иметь полноприводной автомобиль. А победить на нем можно, обладая самой «навороченной» машиной, — говорит Михаил Снарский, президент клуба «4х4» из Москвы. — Это ошибка. В последние годы в России появилось огромное количество внедорожников, а гонки собирают по два-три десятка участников. И это, мы считаем, много.
Действительно, современный автомобиль для ралли-рейдов только с виду похож на серийный. На самом же деле у него усиленная подвеска, «доведенный» двигатель, особая коробка передач, такой внедорожник снабжен специальными креслами, системами спутниковой навигации, взрывопожаробезопасным топливным баком, дугами безопасности… Есть и иные сугубо технические отличия. Вот только комфорта в нем нет вовсе. По словам Михаила Снарского, таких специализированных машин в России не наберется и сотни штук. Это очень мало. Дело в том, что отечественная промышленность не в состоянии выпустить раллийный внедорожник, а импортные чрезвычайно дороги — их стоимость достигает сотен тысяч долларов. Плюс расходы на их эксплуатацию, содержание, ремонт… Огромных денег стоит транспортировка таких автомобилей к местам соревнований, где надо платить еще значительный стартовый взнос и брать на себя все прочие расходы. К подобным тратам в нашей стране пока готова лишь команда КамАЗа. Частнику подобные расходы могут только сниться. Вот почему россияне крайне редко не только побеждают, но даже участвуют в самых престижных мировых ралли-рейдах. Отдельные успехи скорее говорят о потенциальных возможностях наших спортсменов, нежели о традициях. Исключение составляет опять же команда КамАЗа, которая уверенно выступает и на этапах Кубка мира, и в ралли Париж-Дакар. Хотя была еще победа в Кубке мира экипажа Михаила Нарышкина в 1998 году.

Не стоит думать, что идея Андрея Гнездилова встретила поддержку в Красноярске и в крае. Более того, чиновники от спорта постоянно не хотят даже замечать соревнования национального масштаба, которые Гнездилов «притащил» на берега Енисея. И как результат, постоянные палки в колеса. То селяне выйдут на трассу гонок, утверждая, что своими машинами гонщики наносят невосполнимый вред сельскому хозяйству, то чиновники запрещают проводить торжественный старт в Красноярске. Несколько лет мы, сторонники Гнездилова, убеждали его убрать эту гонку из Красноярска. Здесь она никому не нужна. Да и денег на ее проведение спонсоры не спешат давать. До гонки. После, видя результат, многие фирмы с «досадой» сетуют на то, что организаторы не обратились к ним. На следующий год история повторяется.

Не стал исключением и нынешний август, когда в Красноярском крае уже в третий раз прошел чемпионат России по ралли-рейду «Дебри-2002». Почему-то все СМИ и чиновники связали эти соревнования с досрочными выборами губернатора Красноярского края. А они к политике не имели никакого отношения. Более того, в календаре Госкомспорта России «Дебри» появились еще в октябре 2001 года. Штабы некоторых кандидатов, пообещав некое финансовое участие в проведении гонки, сразу же «сошли с дистанции», посчитав, вероятно, что воздушные шары, «клоны», гробы и пачки цветистых листовок надежнее приведут их к финишу губернаторского «ралли-рейда». Для участия в «Дебрях-2002» в наш город приехали спортсмены из Москвы, Новосибирска и Ростова-на-Дону. Вышли на старт и красноярцы. Всего в гонке приняло участие пятнадцать экипажей. Торжественный старт чемпионата состоялся 19 августа на Караульной горе Красноярска, у часовни, известной всем россиянам. А трасса «пролога» прошла в районе деревни Солонцы.
Но главное действие развернулось в степях Хакасии, в районе озера Шира. Именно отсюда ежедневно стартовали экипажи, чтобы за три дня соревнований проехать по сибирскому бездорожью около двух тысяч километров. Доехали не все. Тем не менее главный судья соревнований Игорь Кан из Санкт-Петербурга считает, что «потери были минимальными». Он также убежден, что в последние годы выросло качество подготовки и водителей, и штурманов, и автомобилей. Все это сулит российскому автоспорту весьма радужные перспективы. В том числе и на мировом уровне.

Если говорить о результатах, то в командной борьбе лучшими оказались гонщики из Москвы, представляющие «Красмотор-спорт». К сожалению, к Красноярску это название не имеет никакого отношения. Команду финансирует столичный «Красбанк». В личном зачете победили гонщики из Ростова-на-Дону Сергей Суховенко и Александр Воробьев. По словам участников, в этом году «Дебри» удались полностью. А что дальше?

Дальше самое грустное. Андрей Гнездилов решил эти соревнования самостоятельно больше не проводить, хотя еще недавно у него была мысль добиться, чтобы «Дебри» стали этапом Кубка мира. Сейчас для этого есть почти все, о наших «Дебрях» знают во всем мире. Российские спортсмены приезжают на них с удовольствием,в крае формируется своя спортивная раллийная элита, появляются мастера по доводке машин, но И тут надо сказать вот о чем. Без властной поддержки в организации подобных гонок не обойтись. Друзья подсказывают Гнездилову идею обратиться за поддержкой к руководству ассоциации «Сибирское соглашение» либо к полномочному представителю президента России в Сибирском федеральном округе Леониду Драчевскому. Но прежде чем сделать это, надо найти сторонников в самом Красноярске. Два года назад Гнездилова поддержал председатель правительства Хакасии Алексей Лебедь. Поддерживает он его и сегодня.

Именно поэтому основной этап гонки проходил в республике. Осенью 2001 года поддержал «Дебри» и Александр Лебедь. Но 28 апреля произошла страшная трагедия — катастрофа вертолета Ми-8 в Ермаковском районе… А как было бы хорошо проводить ралли-рейд «Дебри» не только по бездорожью Красноярского края и Хакасии, но и, скажем, по территории Кузбасса или Иркутской области. Или, допустим, старт в Улан-Удэ, а финиш в Новосибирске. Идей много. Сторонников мало. А сторонников, облеченных властью, практически нет. Как нет и спонсоров. И это обидно.

Опубликовано в газете «Красноярский рабочий», 2002 г.

Фото автора:

За рулем Сергей Вилисов.

За рулем Сергей Вилисов.

 

Комментариев нет